У горных туристов, альпинистов и скалолазов есть правило "трёх точек опоры". Смысл его очень прост - при перемещении по опасному склону у тебя в каждый момент времени должно быть три точки опоры. Нога и две руки. Или рука и две ноги. Или какая-то другая комбинация. Например, рука, нога и седалище. Кстати, выражение "пятая точка" - именно отсюда. Правило это написано кровью тех, кто ему не следовал. В горах, как известно, не надёжны ни камень, ни лёд, ни скала. Если ты опирался всего на две точки, и одна из них подвела тебя - семь к одному, что на оставшейся единственной опоре тебе не удержаться. А до земли иной раз лететь десять метров, а иной раз и сто...
И тот же принцип "трёх точек опоры" жизненно важен в бизнесе. Что бы Вы ни делали, у Вас должно быть не меньше трёх точек опоры: Например, если Вы занимаетесь рекламой, у Вас должно быть не меньше трёх каналов привлечения клиентов. Если Вы формируете ассортимент, у Вас должно быть не меньше трёх разных товаров. Если Вы планируете свой инвестиционный пакет, у Вас должно быть не меньше трёх источников дохода (привет Кийосаки с его схемой "ценные бумаги - бизнес - недвижимость"). Если Вы принимаете решение, у Вас должно быть не меньше трёх вариантов выбора. Если Вы специализируетесь на крупных заказах или оптовых продажах, у Вас должно быть не меньше трёх ключевых клиентов. И так далее. Причина та же, что и у альпинистов. В любой момент один из вариантов может подвести Вас. Крупный заказчик может переметнуться к конкуренту, товар может выйти из моды, инвестиция может провалиться и так далее. И если у Вас было всего два варианта (или, хуже того, один) - Вы рискуете не удержаться и сорваться вниз.
Поэтому помните - "три точки опоры". Не меньше.
|