Пятница, 19.04.2024
Главная » 2014 » Февраль » 20 » Пыль жизни
Пыль жизни
Два ключевых компонента жизни на Земле − аминокислоты и нуклеотиды − обнаружились в метеоритной пыли: похоже, они могут легко переносить длительные космические перелеты и разноситься с планеты на планету.

Героем нового исследования, проведенного командой Джейсона Дворкина (Jason Dworkina) из NASA, стал знаменитый Мерчисонский метеорит. Более 100 кг его обломков обрушились близ австралийского селения Мерчисон в сентябре 1969 года, и уже вскоре они стали предметом особого внимания ученых: в собранных фрагментах обнаружилось удивительно большое количество органических веществ.

В числе этой органики нашли даже аминокислоты и нуклеотиды, строительные блоки ключевых «молекул жизни» − белков, ДНК и РНК. А на этот раз их выявили в остатках Мерчисонского метеорита, которые даже фрагментами не назовешь − это, фактически, пылинка от космического тела. Массы этих частиц составляли несколько сотен микрограмм − в тысячу раз мельче, чем это удавалось до сих пор. «Несмотря на мелкие размеры частиц, такая межпланетная пыль могла обеспечить молодую Землю запасом органических веществ», − говорят авторы новой работы. Похоже, даже далекое космическое путешествие на борту столь утлых суденышек оказывается вполне по плечу и аминокислотам, и нуклеотидами − и так они могут переноситься с одной планеты на другую.

Стоит сказать, что Мерчисонский метеорит относится к довольно редкому типу угольных хондритов, составляющих менее 5% всех метеоритов, которые находят на поверхности Земли. Да и органических молекул в нем − далеко не килограммы: количество их оценивается в одну часть на миллион, а то и миллиард. Именно эти факты заставляли до сих пор ученых с большим сомнением относиться к тому, что такие небесные тела могли доставить на молодую Землю достаточное количество органических веществ для начала химической эволюции и появления жизни.

Однако исследование Дворкина и коллег показало, что эти молекулы способны к путешествиям и в пыли − а пыли в нашей Солнечной системе имеется в изобилии, она падает в атмосферу почти постоянным потоком. Ее, как «молекулярного переносчика», должно быть уже достаточно.

Источник: http://naked-science.ru/